спектакль Турандот Одесса 2025-12-19 17:00 Одесский театр оперы и балета
Оперу «Турандот» – последнюю в своем творчестве – Джакомо Пуччини задумал в ноябре 1919 года. Сюжет основан на пьесе Карло Гоцци, который написал свою сказку для театра» в 1761 году по мотивам повести азербайджанского писателя XII века Низами. Работать над «Турандот» Пуччини начал летом 1920 года, заручившись поддержкой либретистов Джузеппе Адами и Ренато Симони. При этом композитор не ограничивался только написанием музыки, но сам участвовал в разработке либретто. Работа над оперой продолжалась до самой смерти Пуччини, умершего от рака в 1924 году. Такой длительный срок объясняется тем, что один из авторов был востребован драматургом и часто отвлекался на собственные проекты. Пуччини не успел дописать финальный дуэт Турандот и Калафа.
На премьере 25 апреля 1926 года дирижер Артуро Тоскани остановил спектакль на последнем такте, который написал композитор, вернулся к публике и заявил, что на этом месте опера обрывается, поскольку маэстро не стало. Полностью произведение было показано на следующий день – заключительный дуэт и финал написал Франко Альфано, использовав черновики автора. Этот вариант критики признают маловыразительным и поэтому свои версии предложили композиторы Лучано Берио (премьера состоялась в 2002 году) и Хао Вэй (премьера состоялась в 2007 году).
«Турандот» – самая сложная из всех опер Пуччини и потому наименее популярна у режиссеров. Она трудна в исполнении и трудна для восприятия, а партии двух главных героев рассчитаны на выдающиеся голоса. Ария Калафа “Nessum Dorma” («“Никто не заснет”») из последнего акта оперы является одним из стандартов вокального искусства для теноров. Вместе с тем, как пишет музыковед Абрам Гозенпуд, «по обаянию мелодики, яркости и свежести гармонии, блеском оркестра, драматизму, богатству музыкальной драматургии это – своеобразная энциклопедия музыкального мастерства. Исследователи выделяют в «Турандот» следующие основные музыкальные темы: «ледяную» тему самой принцессы, «героическую» тему Калафа, «комическая» и «циничную» темы министров (прообразами которых стали Панталоне, Тарталья и Бригелла – персонажи театра dell`arte), «романтическую» тему Лиу, а также тему народа (массовые хоровые сцены). Музыковед Джордж Марек не исключает, что эта «народная тема», не присущая другим произведениям композитора, могла появиться в «Турандот» под влиянием «Бориса Годунова» Модеста Мусоргского. Критики отмечают некоторые длинные места (в основном – в партиях министров Пинга, Панга и Понга), но убеждены, что, если бы Пуччини имел возможность закончить и отредактировать свое произведение, то он удовлетворил бы вкусы самых требовательных ценителей.
Фото – Юрий Литвиненко, Дмитрий Скворцов
ДЕЙСТВИЕ I
События происходят в Китае «в легендарные времена». Мандарин объявляет, что каждый претендент на руку дочери императора, принцессы Турандот, должен отгадать три загадки. Если не будет ответа хотя бы на одну из них, его ждет казнь. Персидский принц потерпел неудачу и теперь ему на рассвете отрубают голову. В суматохе сбивают с ног старого – сброшенного с трона слепого татарского хана Тимура. Его молодая рабыня Лиу тщетно пытается поднять своего господина. На помощь ей приходит молодой человек. Это – Калаф, единственный сын Тимура. Является персидский принц. Зря толпа просит для него пощады – в сердце Турандот нет ни сострадания, ни жалости, ни любви. Калаф, пораженный красотой принцессы, собирается добиться ее руки. Министры Пинг, Панг и Понг пытаются отказать ему, а Лиу признается ему в любви. Но Калаф, ослепленный красотой Турандот, принимает жестокий вызов судьбе. Он трижды бьет в гонг – знак того, что появился новый претендент на руку и сердце принцессы.
ДЕЙСТВИЕ II
Три министра императорского двора скорбят о судьбе Китая, страдающего прихотями Турандот. Они мечтают о скорейшем возвращении к тихой жизни. Старый император пытается отказать Калафа от участия в соревновании, но тот непреклонен. Турандот объясняет причину своей ненависти к мужчинам. Она рассказывает историю принцессы, принадлежавшей к ней. династии Лоу-Линь, которую обесчестил чужеземный захватчик. От имени всей династии принцесса должна отомстить сильной половине человечества. Калаф разгадывает загадки Турандота. Толпа радуется, но Турандот просит императора не отдавать ее замуж за иностранца. Сын Неба не согласен, но Калаф не хочет заставлять принцессу быть с ним. Он выдвигает условие: если к восходу солнца девушка назовет его имя – он пойдет на казнь
ДЕЙСТВИЕ III
Закат у стен императорского дворца. Глашатаи сообщают, что никто не должен спать этой ночью – необходимо узнать имя неизвестного принца. Пинг, Панг и Понг обещают Калафу любые благополучия, если тот раскроет свое имя. Между тем стража арестовывает Тимура и Лиу –; людей, которых видели с Калафом. Чтобы избавить своего старого господина от пыток, Лиу объявляет, что она – – единственная, кто знает имя принца, но, чтобы не выдать его, отважная девушка убивает себя. Толпа уносит ее тело, а Калаф и Турандот остаются наедине. Принц открывает ей секрет своего имени и оставляет за ней право выбора – подарить ему жизнь или отнять ее. Турандот выбирает жизнь и любовь.